1. Становление (до рождения):
Для меня праздник, что ты живешь.
Твои потребности и безопасность важны для меня.
Мы с тобой связаны, но при этом ты - целостное существо.
Ты можешь принимать здоровые решения на основании своего опыта.
Ты можешь родиться, когда будешь готов.
Твоя жизнь - это твоя собственность.
Мне нравится, что ты есть.
2. Стадия существования (от рождения до 6 месяцев):
- Я рада (рад) тому, что ты есть.
- Ты существуешь здесь и сейчас.
- Твои потребности важны для меня.
- Я рада (рад), что ты - это ты.
- Ты можешь расти в своем собственном темпе.
- Ты можешь чувствовать все свои чувства.
- Я люблю тебя и охотно забочусь о тебе.
3. Стадия действий (6-18 месяцев):
- Ты можешь изучать мир и экспериментировать с ним, а я буду поддерживать и защищать тебя.
- Ты можешь исследовать мир с помощью всех своих чувств.
- Ты можешь делать что-то столько раз, сколько тебе это необходимо.
- Ты можешь знать то, что ты знаешь.
- Ты можешь интересоваться всем.
- Мне нравится видеть, как ты начинаешь новое дело, как ты растешь и учишься.
- Я люблю тебя, когда ты активен (активна) и когда ты спокоен (спокойна).
4. Стадия мышления (от 18 мес до 3 лет):
- Я рада (рад), что ты начинаешь думать самостоятельно.
- Когда ты сердишься - это нормально, я не дам тебе нанести вред себе самому (самой) или другим.
- Ты можешь говорить "нет" и испытывать границы столько, сколько тебе понадобится.
- Ты можешь учиться думать о себе, а я буду думать о себе.
- Ты можешь думать и чувствовать в одно и то же время.
- Ты можешь понимать, что тебе необходимо, и просить о помощи.
- Ты можешь отделяться от меня, и я буду продолжать любить тебя.
5. Идентичность и сила (от 3 лет до 6 лет):
- Ты можешь изучать самого себя и открывать, кто есть другие люди.
- Ты можешь быть сильным и в то же время просить помощи.
- Ты можешь попробовать себя в различных ролях и способах стать сильным.
- Ты можешь понять результаты своего поведения.
- Я считаю нормальным все твои чувства.
- Ты можешь понять, что притворное, а что настоящее.
- Я люблю тебя таким, какой ты есть/такой, какая ты есть.
6. Стадия структуры (от 6 до 12 лет):
- Ты можешь подумать прежде, чем сказать «да» или «нет» и ты можешь учиться на своих ошибках.
- Ты можешь доверять своей интуиции, и это поможет тебе решить что делать.
- Ты можешь найти свой способ действий, подходящий именно для тебя.
- Ты можешь усвоить правила, которые помогут тебе жить среди других людей.
- Ты можешь научиться когда и как возражать.
- Ты можешь думать о себе и получать помощь, вместо того, чтобы быть несчастным.
- Я люблю тебя даже когда мы разные, мне нравится расти вместе с тобой.
7. Идентичность, сексуальность, отделение (12-18 лет):
- Ты знаешь, кто ты есть, и учишься независимости, практикуешься в этом навыке.
- Ты можешь понять разницу меду сексом и заботой и быть ответственным за свои нужды и
поведение.
- Ты можешь развивать свои интересы, отношения и побудительные мотивы.
- Ты можешь научиться использовать старые навыки новыми способами.
- Ты можешь вырасти в мужчину или в женщину и все же иногда быть зависимым/зависимой.
- Я хотела бы знать, каким/какой ты будешь, когда вырастешь.
- Моя любовь всегда с тобой. Я доверяю тебе просить моей поддержки.
8. Взаимозависимость (для взрослых):
- Твои потребности важны.
- Ты можешь быть уникальным сам и уважать уникальность других.
- Ты можешь быть независимым и взаимозависимым.
- С годами ты можешь расширять свои обязательства по отношению к собственному развитию, своей
семье, своим друзьям и всему человечеству.
- Ты можешь создать и расширить свои обязательства по отношению к своим ценностям и
побудительным мотивам, твоим ролям и твоим задачам.
-Ты можешь быть ответственным за свой вклад в каждое из твоих обязательств.
- Ты можешь быть творческим, компетентным, продуктивным и радостным.
- Ты можешь доверять своей внутренней мудрости.
- Ты можешь говорить "здравствуй" и "прощай" людям, ролям, мечтам и решениям.
- Твоя любовь становится более зрелой и широкой.
- Ты привлекателен/привлекательна в любом возрасте.
9. К смерти:
- Ты можешь расти всю свою жизнь.
- Ты можешь рассматривать процесс умирания как естественный переход.
- Ты можешь приготовиться к уходу и умереть, когда будешь готов.
- Ты можешь радоваться тому хорошему, что получил от жизни и тому, что дал другим.
- Ты заслуживаешь поддержки, в которой нуждаешься.
- Ты можешь поделиться своим опытом так, как считаешь нужным.
- Ты привлекателен именно такой, какой ты есть.
Каждая любящая мама может помочь своему ребенку справиться с любой, даже самой тяжелой болезнью. Мама для больного малыша — лекарство посильнее таблеток, порошков и микстур. Так считает известный детский психиатр, профессор Борис Зиновьевич Драпкин.
Драпкин Борис Зиновьевич — главный детско-подростковый психотерапевт Минздрава с 84г., профессор психотерапии. Родился в 1928 – умер 2006 г. Борис Зиновьевич Драпкин – один из самых известных детских психиатров и психотерапевтов, удостоенный звания «Почетный професссор психотерапии». Уроженец Ленинграда, пережил блокаду, ветеран Великой Отечественной войны.
Драпкин создал первое в стране подростковое психиатрическое отделение. С 1962 года он – внештатный преподаватель на кафедре детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования. До 1996 года – главный детский психотерапевт Министерства здравооохранения Советского Союза и России
Сосуд для любви
В апсенале детского психоневролога не так и много средств воздействия на ребенка: лекарства, гипноз, семейная, групповая и игровая терапия. Этими методами много лет пользовался и доктор Драпкин. И в то же время искал и другой способ влияния на психику ребенка. Более эффективный и безопасный, более широкий по спектру воздействия, сочетающий в себе элементы и внушения, и семейной терапии… И нашел. Внушение через маму, голосом мамы!
Мама и ее ребенок — единая психоэмоциональная структура, одно поле. Что-то происходит с ребенком — она сразу чувствует это. Начинает беспокоиться. Мама далеко, а ребенок плохо ест, спит, капризничает — значит у нее возникли проблемы.
Ребенок — это сосуд для маминой любви. Если малыш наполнен ею — он счастлив, нормально развивается… Если ему не хватает любви, он болеет душевными, нервными, физическими болезнями. Не все заболевания, конечно, возникают из-за недостатка любви, но в каждой есть доля «этой правды». Недолюбленный ребенок плохо себя ведет, капризничает, становится непослушным. Он может начать заикаться, мочиться в постель… А если он получил травму, подхватил инфекцию, выздоровление без маминой любви идет медленно и плохо. Но стоит маме наполнить его своей любовью, как ребенок меняется, и совсем другие возможности в его лечении появляются. При любой болезни.
Маме надо любить своего ребенка независимо от того, какой он: послушный или нет, больной или здоровый… Не ставить ему условий: буду любить, если ты станешь таким-то…
А как маме передать малышу свою любовь? Доктор Драпкин считает, что прежде всего мама примерно до двух лет не должна расставаться со своим ребенком. Если в это время мама выходит на работу или ведет светский образ жизни, а ребенка оставляет на бабушку или няню, поток любви «мама — ребенок» прерывается, малыш начинает болеть, плохо развиваться, плохо есть и плохо спать.
И еще огромное значение для ребенка, и не только младенца, но и дошкольника и даже младшего школьника, имеет мамин голос. Ребенок начинает слышать его с пятого месяца внутриутробной жизни и слышит чаще, чем любые другие звуки. Родившись, он узнает мамин голос, очень эмоционально реагирует на него, различает все его интонации. Мамин голос становится как бы его собственным внутренним. И если он дает ему установку на счастье, здоровье, хорошее развитие, то психика ребенка ему подчиняется. Так же она подчиняется маминому голосу, когда мама предъявляет к своему маленькому много претензий, распекает его, что он такой-сякой… Этим мама как бы внушает ребенку программу неудач и болезней.
Вот так родилась новая психотерапевтическая методика. Она отработана и запатентована, признана Всероссийским обществом детских психиатров, взята на вооружение Объединением московских профессиональных психотерапевтов и психологов.
Установка на счастье
Даже если у вас здоровый ребенок в психоневрологическом плане, ему не помешает защита маминой любви, установка на здоровье и счастье.
Слова, которые маме надо произнести, не случайные. Каждое слово во фразе — продуманное и проверенное, менять их нельзя. Базовая часть внушения, состоящая из 4-х блоков, полезна любому ребенку: и самому здоровому, и самому счастливому.
Вот текст базовых блоков с комментариями доктора Драпкина:
1-й блок. Витамин маминой любви. С помощью этих слов мама изливает свою любовь на ребенка.
«Я тебя очень-очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты моя родная частичка, родная кровинушка. Я без тебя не могу жить. Я и папа тебя очень сильно любим».
2-й блок. Установка на физическое здоровье. Мама мысленно представляет идеальный образ своего ребенка. Здесь заключена вся педиатрия. Иногда только мамина терапия может излечить без всяких лекарств.
«Ты сильный, здоровый, красивый ребенок, мой мальчик (девочка). Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься. (Эта фраза замечательно работает. У малоежек появляется хороший аппетит.) У тебя крепкие, здоровые сердечко, грудка, животик. (Идет установка на отсечение всех психосоматических заболеваний: астмы, сердечных неврозов, дискенезии желчевыводящих путей…) Ты легко и красиво двигаешься. (Отсекаются все двигательные нарушения.) Ты закаленный, редко и мало болеешь».
3-й блок. Установка на нервно-психическое здоровье.
«Ты спокойный мальчик (девочка). У тебя хорошие крепкие нервы. Ты терпеливый, ты добрый, ты общительный. Ты умный мальчик. У тебя хорошо развивается головка. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь. У тебя всегда хорошее настроение, и ты любишь улыбаться. (Ограждаем от детских депрессий и целой группы психических нарушений.) Ты хорошо спишь. (Эта установка очень быстро начинает действовать.) Ты легко и быстро засыпаешь, ты видишь только хорошие, добрые сны. Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь. У тебя хорошо и быстро развивается речь».
4-й блок. В нем отражена народная мудрость.
«Я забираю и выбрасываю твою болезнь и твои трудности. (Далее мама называет проблемы ребенка конкретно.) Я забираю и выбрасываю твой плохой сон. (Если ребенок плохо спит.) Я забираю и выбрасываю твои страшные сны. Я забираю и выбрасываю твою плаксивость. Я забираю и выбрасываю твою нелюбовь к еде. (И заключительная фраза на мажоре…) Я тебя очень-очень сильно люблю».
Вот эти четыре блока фраз мамы могут внушать своим детям, не боясь им навредить, потому что в них только позитивная установка на хорошее развитие и хорошее самочувствие. Для работы с этими блоками маме не нужен контроль врача. Другое дело, если у ребенка — психоневрологические проблемы. Тогда, после того как врач установит заболевание, для лечения именно этого ребенка будет разработана специальная программа, и мама к четырем базовым блокам добавит индивидуальный, лечебный.
И еще. Важно правильно выбрать время для передачи своей любви. Во время бодрствования дети отвлекаются, поэтому маме лучше работать с ребенком, когда он спит.
Итак, через 20-30 минут после того, как ребенок заснул, мама садится к его кровати с текстом в руках и трижды читает каждую фразу. Сначала для себя, чтобы ознакомиться с ней. Потом мысленно, но выразительно, обращаясь к ребенку. Потом вслух.
Читать эти фразы надо каждый день. Как долго? Месяц, два… Тут все будет зависеть от состояния ребенка.
Ни высокая температура, ни какие-либо другие проявления болезни у малыша противопоказанием не являются. А вот если сама мама не в форме: заболела, взвинчена — тогда сеанс лучше отменить. Или его может провести бабушка с материнской стороны, у них это тоже неплохо получается.
Статья из газеты АиФ Семейный совет № 20 19/10/2002